Витамин B12 в организме: биохимия
У человека существуют две биологически активные (коферментные) формы витамина В12 - метилкобаламин и аденозилкобаламин . Они различаются группами, присоединенными в шестом координационном положении к атому кобальта. Препарат витамина В12, применяемый с лечебной целью, представляет собой цианокобаламин . Цианокобаламин биологически неактивен и может быть использован тканями только после превращения в коферментную форму. Метилкобаламин выполняет роль кофермента в синтезе метионина из гомоцистеина ( рис. 108.2 ).
Если этот процесс нарушается, страдает метаболизм фолиевой кислоты , что и приводит к нарушению синтеза ДНК и мегалобластному кроветворению при дефиците витамина В12 .
Согласно гипотезе фолатной ловушки, при дефиците витамина В12 нарушается деметилирование неконъюгированной 5-метилтетрагидрофолиевой кислоты, захваченной клетками из крови. В результате 5-метилтетрагидрофолиевая кислота не может быть превращена в тетрагидрофолиевую кислоту, а затем в различные ее производные. Поскольку сама 5-метилтетрагидрофолиевая кислота практически не подвергается конъюгации, она постепенно выходит из клеток. В результате в тканях возникает недостаток фолиевой кислоты , что и приводит к мегалобластному кроветворению .
Гипотеза фолатной ловушки объясняет:
- почему при дефиците витамина В12 уменьшается содержание фолиевой кислоты (в основном конъюгированных форм) в тканях, несмотря на нормальную или почти нормальную ее сывороточную концентрацию;
- почему назначение больших доз фолиевой кислоты приводит к частичной гематологической ремиссии при дефиците витамина В12 .
Как при дефиците фолиевой кислоты , так и при дефиците витамина В12 в плазме повышается концентрация гомоцистеина, что служит фактором риска тромбозов . Правда, пока неизвестно, какая именно роль принадлежит гомоцистеину: то ли он способствует тромбообразованию, то ли снижает эффективность лечения тромбозов.
Нарушение образования метионина из гомоцистеина - это также одна из причин неврологических нарушений при дефиците витамина В12 . Возникает дефицит активного метионина (S-аденозилметионина) и нарушается синтез холина и содержащих холин фосфолипидов - лецитина и сфингомиелина . Поражение нервной системы при дефиците витамина В12 обусловлено, во всяком случае отчасти, нарушением синтеза этих соединений из-за недостатка метионина.
Аденозилкобаламин необходим для превращения метилмалонил-КоА в сукцинил-КоА. Дефицит аденозилкобаламина ведет к значительному повышению содержания в тканях метилмалонил-КоА и его предшественника - пропионил-КоА . В результате в нервных клетках синтезируются и встраиваются в липиды жирные кислоты не с четным числом атомов углерода, как обычно, а с нечетным. Это - еще одна возможная причина поражения нервной системы при дефиците витамина В12 .
Внимание! Информация на сайте
www.humbio.ru предназначена исключительно для образовательных и научных целей.
Деменция и дефицит B12
Дефицит витамина B12 вызывает макроцитарную анемию и иногда поражение нервной системы .
Неврологический дефицит витамина B12 чаще всего проявляется миелопатией с поражением задних канатиков (потеря проприоцептивной и вибрационной чувствительности ) и поражением латеральных кортикоспинальных путей ( усиление сухожильных рефлексов и патологические разгибательные рефлексы ). Возможно поражение нервов , приводящее в снижению чувствительности и снижению сухожильных рефлексов .
Повреждение миелиновых волокон в головном мозге может вызывать деменцию. Механизм поражения аксонов при авитаминозе В12 неясен. Он может быть обусловлен дефицитом S-аденозилметионина (соединения, необходимого для метилирования фосфолипидов миелина ) вследствие снижения активности метионинсинтазы ; другой возможный механизм - накопление метилмалоновой кислоты и пропионовой кислоты , которые, будучи "ложными субстратами", нарушают синтез жирных кислот миелина.
При дефиците витамина В12 неврологические симптомы обычно сочетаются с макроцитарной анемией (как, например, при болезни Аддисона-Бирмера ), но могут быть и изолированными.
Своевременное назначение витамина В12 (1000 мкг в/м ежедневно в течение недели, далее 1 раз в неделю в течение месяца и затем, в случае болезни Аддисона-Бирмера, 1 раз в месяц пожизненно) позволяет предотвратить прогрессирование заболевания, но далеко зашедшее поражение нервной системы полностью излечить невозможно.