Церебральный токсоплазмоз у молодой женщины без ВИЧ-инфекции или иного иммунодефицита.
17.12.08
Набатова Анна Георгиевна, врач-инфекционист
*agna67@gmail.com Панкратов Сергей Михайлович, зав.отделением нейроинфекций и диагностики;
Набатов Михаил Сергеевич, зав.отделением реанимации
Областная инфекционная больница им. Г.И. Горбачевского, г.Херсон, Украина
*Адрес для переписки.
Вступление.
Toxoplasma gondii распространена повсеместно. Токсоплазмоз обычно проявляется в виде бессимптомной доброкачественной лимфаденопатии или мононуклеозоподобного заболевания. Церебральный токсоплазмоз широко распространён у больных с дефицитом иммунитета вследствие ВИЧ-инфекции, до 50% сероположительных по токсоплазмозу больных СПИДом страдают этим заболеванием. Встречается церебральный токсоплазмоз и при других иммунодефицитах, например у реципиентов внутренних органов, получающих иммуносупрессивные препараты. У людей без иммунодефицита церебральный токсоплазмоз встречается исключительно редко, в литературе представлены лишь единичные случаи[1-3]. Авторы из Индии описывают 15 таких больных за 10 лет, однако у всех у них церебральный тоскосплазмоз развился на фоне тяжёлых нарушений метаболизма из-за дефицита питания [4]. Мы приводим ниже клинический случай церебрального токсоплазмоза у молодой женщины, отрицательной по ВИЧ-инфекции и без признаков другого иммунодефицита.
Описание случая.
Больная Н., 30 лет, преподавательница украинской литературы в колледже, не курит, алкоголь не употребляет, тренируется в атлетическом клубе, парентеральный анамнез не отягощён, не замужем, беременностей не было. Плохое самочувствие отмечает на протяжении последнего года: периодические повышение температуры, головные боли. Значительное ухудшение состояния началось за месяц до госпитализации в нашу больницу, когда появились постоянная головная боль, повышение температуры, слабость в левых конечностях; был эпизод потери сознания. В течение пяти последующих дней развились нарушения глотания, речи, координации движений и больная была ургентно госпитализирована в дежурное неврологическое отделение. Была проведена магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга, которая показала следующие изменения (fig. 1-3): «С обеих сторон в лобных, височных, теменных и затылочных долях супра- пери- и паравентрикулярно однотипные, с неоднородной структурой, очаговые поражения головного мозга диаметром от 1 до 2,5 см. Срединные структуры не смещены. Желудочки мозга симметричны, не расширены.» Заключение радиолога: «МРТ признаки энцефалита». Больная была обследована на ВИЧ, результат отрицательный. Для консультации был вызван инфекционист, один из авторов данного описания (Н.М.С.), который заподозрил церебральный токсоплазмоз и назначил серологическое исследование. Исследование показало, что антитела IgG положительны в титре 82,9 Ед (++) с высокой авидностью (69%), антитела IgM отрицательны.
Больная была переведена в инфекционную больницу, в отделение нейроинфекций и диагностики. При поступлении состояние тяжёлое, яркая неврологическая симптоматика: слабость в левых конечностях, асимметрия лица, нарушение координации движений, невнятная речь, нарушение глотания, в сознании, ориентирована, но не критична к своему состоянию, эйфорична. АД 120/80 мм рт.ст., пульс 80 в мин., ЧД 18 в мин.
Клинические и биохимические анализы не примечательны, повторный анализ на ВИЧ (ИФА) отрицательный.
Назначенное лечение: фансидар 3 таб (75 мг по пириметамину) до 21-го дня, фолиевая кислота 10 мг в день на протяжении курса фансидара. Отмечался выраженный положительный ответ на лечение. Состояние и самочувствие постепенно улучшалось. Из стационара выписана на 14-й день. К этому времени сохранялись небольшой парез в левой руке, эйфоричность, сниженная критика.
В последующем мышечная сила в левой руке в значительной мере восстановилась, психическое состояние нормализовалось. Через три месяца больная приступила к своим обязанностям преподавателя литературы, возобновила тренировки в спортивном клубе.
На контрольной МРТ, выполненной через девять месяцев после первичной (fig. 4 и 5) отмечались выраженная положительная динамика, уменьшение размеров очагов в белом веществе билатерально, утрата чёткости контуров, гетерогенность структуры. В правой теменной доле мелкие (по 0,5 см) кисты. Дислокации срединных структур не выявлено.
Вывод.
Представленный нами случай церебрального токсоплазмоза представляет интерес тем, что развился он в отсутствие ВИЧ/СПИДа или иного иммунодефицита. По-видимому, церебральный токсоплазмоз должен приниматься во внимание при дифференциальном диагнозе больных с признаками энцефалита и/или опухолевидного поражения головного мозга.
Информированное согласие.
Получено и предоставлено редакции.
Конфликт интересов.
http://www.medmir.com/content/view/2350/105/