Может быть, расскажем, как мы – те, у кого это давно, – учились жить с РС? Может быть, наш опыт кому-то понадобиться? Грабли-то могут быть одни и на всех, и каждый раз занова наступать на них вовсе не обязательно.
Когда вспоминаешь, как всё начиналось, самым болезненным мне кажется вопрос: «Почему ЭТО случилось со мной? Почему именно я?» Но с этим я справилась, пожалуй, быстрее всего, месяца за два. Причина только в одном – в предыдущем опыте. К тому моменту у меня уже был 15-летний опыт жизни с бронхиальной астмой (с астмой достаточно вредной, с астматическими статусами, с реанимацией).
И с этим вопросом я первый раз встретилась еще тогда, в самом начале. Переживала долго и тяжело. Трудно было привыкнуть к тому, что ты не можешь позволить себе то, что могут делать другие, совсем не ценя этого и не задумываясь. Сравнение оказалось в данной ситуации самой мерзкой вещью. Где сравнение, там зависть. Где зависть, там отчуждение. Однажды начинаешь понимать, что ты сама себе противна, и нельзя себе позволять такое отношение к людям. Они в этом невиноваты.
Поняла, что в поисках ответа на этот вопрос я занимаюсь саморазрушением. Вместо того чтобы жить. А чтобы жить с болезнью, надо принять ее как факт, как данность. Это есть, и всё. Но вот какие-то этапы этого примирения, наверно, были, но я не помню – всё так давно. Может быть, вспомнят другие.
Наверно, какую-то поддержку для себя я находила в книгах. Случился у меня тогда период чтения философской литературы. Может быть, поэтому и случился: ответ искала? Находила поддержку и в элементарном. Иногда достаточно народной мудрости, чтобы вернулось присутствие духа. Вспомните русскую поговорку: «Бог по силе крест налагает».
Или вот, Ева Майда (читали?): «По сути дела, каждому из нас рано или поздно приходится переносить удары судьбы различной тяжести. И счастлив бывает тот, кто, будь он больным или здоровым, принимает свою судьбу такой, какая она есть, кто стойко переносит все превратности жизни. Никто не знает, почему жизнь заставляет нас решать те или иные задачи. А не заключается ли смысл жизни как раз в том, что мы, будучи людьми, наделенными сознанием и силой воли, обладаем способностью наи-лучшим образом выходить из любых, самых сложных ситуаций?»
Кое о чем за прошедшие годы я даже забыла. Кен Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»: «Надо смеяться над тем, что тебя мучит, иначе не сохранишь равновесия, иначе мир сведет тебя с ума». Увидела у себя в старой тетради и поразилась: как это ушло так, что я не заметила? Когда-то эти слова для меня были очень важными. Сколько раз я повторяла их наизусть, и становилось легче! Но этот смех, конечно, хорош в определенных рамках. Смех для себя, внутри себя. И ни в коем случае не пренебрежение болезнью (с ней надо считаться). Но посмеяться, для меня по крайней мере, имело смысл. Осмеянное – не так страшно.
Но вот врачей своими шутками лучше не пугать:) В лучшем случае подумают, что вы несерьезно относитесь к диагнозу, в худшем заподозрят совсем неладное:) Был у меня такой случай, когда я еще помнила эту цитату из Кен Кизи. Как раз шел третий месяц моего первого больничного с РС. Второй раз в стационаре. Сейчас уже совершенно не вспомнить, о чем у нас зашла речь с врачом, но точно помню, что я по «внутренней» самозащитной привычке отшутилась. Врач был откровенно шокирован: «Вы, вообще-то, понимаете серьезность вашего диагноза?» Хотя, может быть, я и в целом вела себя нестандартно. Ведь у меня еще должен был продолжаться период поиска ответа на трагический вопрос: «Почему это со мной?» Нас ведь таких врачи навидались и этапы нашего большого пути представляют хорошо. А я тут взяла и выбилась из графика: врач не учел мой опыт астматика, ответа больше не ищем…
Я бы могла еще писать и писать на эту тему (уж очень она многолика), но не знаю, нужно ли. Да к тому же, может быть, вы напишите об этом что-то гораздо более нужное и важное. Может быть, вы не согласитесь со мной, может быть что-то добавите…